Бензиновый двигатель N55 — один из популярных рядных шестицилиндровых двигателей BMW. Он пришел в 2009 году на смену N54 и был представлен в 5 серии Gran Turismo F07. Как и его предшественник, N55 представляет собой 3,0-литровый рядный 6-цилиндровый двигатель с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива. Он был доступен практически на каждом шасси BMW, использовавшемся в течение своей жизни, включая BMW 7-й серии F01, X6 F16 и M2 F87.
История этих двигателей восходит к 1933 году, когда компания BMW представила первый автомобильный рядный шестицилиндровый двигатель M78. Затем был выпущен M102, первый рядный 6-цилиндровый двигатель BMW с турбонаддувом, который появился в 1980 году и впоследствии превратился в M106, прежде чем был снят с производства в 1986 году. Впоследствии все БМВ-шные 6-цилиндровые двигатели оставались без наддува до N54 в 2006 году. Турбонаддув был относительно новой вехой для BMW и был использован в создании N54, за ним последовал N55, его обновленная и усовершенствованная версия, разработанная, чтобы быть более надежной и функциональной в любых ситуациях. С появлением наследника B58 в 2015 году производство N55 было постепенно прекращено. У N55 также есть спортивная версия S55 — это высокопроизводительный мотор производства BMW M GmbH, который используется в моделях M3 F80, M4 F82 и M2 Competition/CS F87.
BMW N55 стал первым мотором, который использует в своей конструкции двухканальный турбокомпрессор (двойная улитка), а также новую систему Valvetronic и новое поколение топливных форсунок. Рассмотрим подробнее версии мотора BMW N55.
N55B30М0
Двигатель серии M0 был первым вариантом N55. Как и все N55, он имеет открытую деку, но использует литой коленчатый вал и поршни с коваными шатунами. Есть два варианта этих двигателей, хотя они оба имеют одинаковое обозначение. В первых экземплярах, выпускавшихся всего несколько месяцев, использовался топливный насос высокого давления, идентичный N54. Этот насос имеет внутреннюю неисправность, из-за которой рвется уплотнительное кольцо, что приводит к падению давления внутри насоса. К сожалению для владельцев, замена – это единственное решение, а помпа стоит довольно дорого. В ранних двигателях также использовался пневматический (механический) перепускной клапан.
Двигатели спецификации M0 получили обновления для моделей 2014 года. Чтобы избавить их от проблемы с топливным насосом была произведена модернизация. В новом насосе используется толкатель для создания высокого давления, хотя он по-прежнему приводится в действие вакуумным насосом. Несмотря на то, что он более надежен, чем старый, он все же может привести к утечкам. В обновленном M0 также используется вестгейт (регулировочный клапан) с электронным управлением. Повышенная скорость и контроль наддува позволили BMW установить турбонагнетатель немного большего размера. Эти усовершенствования помогают обновленному двигателю производить больше мощности по кривой, хотя пиковые значения остаются прежними. Они также облегчают извлечение большей мощности посредством настройки.
Однако при увеличении мощности тюнеры обнаружили, что литой коленчатый вал сломается, если его толкнуть за определенный предел. В BMW, должно быть, знали об этом, поскольку они заменили N55 на «мощные» модели. Они также используют одиночный маслоприемник в масляном поддоне, поэтому вам нужно быть осторожным, чтобы предотвратить проблемы с масляным голоданием, если на вашем авто стоит двигатель M0.
Модельный ряд BMW с N55B30М0:
2009–2017 F10/F11/F07 535i
2010-2013 E90/E91/E92/E93 335i
2010-2013 E82/E88 135i
2010–2017 F25 X3 xDrive35i
2011-2013 E70 X5 xDrive 35i
2011–2015 F30/F31 335i
2011–2014 E71 X6 xDrive 35i
2012–2015 E84 X1 xDrive35i
2013–2016 F32/F33/F36 435i
2014–2018 F15 X5 xDrive 35i
2014–2019 F16 X6 xDrive35i
2014–2016 F26 X4 xDrive 35i
Характеристики N55B30М0:
Тип двигателя: рядный 6-циллиндровый мотор с турбонаддувом
Рабочий объем: 3,0 л (2979 куб.см)
Мощность: 302 л.с. при 5800-6400 об/мин.
Крутящий момент: 400 Нм (295 ф/ф) при 1200-5000 об/мин
Коэффициент сжатия: 10,2:1
Максимальное число оборотов в минуту: 7000
Охлаждение: с водяным охлаждением
Впрыск: Прямой впрыск
Клапаны: 24 клапана
Диаметр цилиндра x ход поршня: 84 мм x 89,6 мм (3,30 дюйма x 3,53 дюйма)
Цепь ГРМ: конфигурация с одной цепью
Система смазки: мокрый картер (поддон)
Спецификация моторного масла: BMW LongLife-01 FE
Емкость моторного масла: 6,5 л
Требуемое октановое число: неэтилированный бензин премиум-класса (91+)
Блок управления двигателя: Bosch MEVD17.2
N55B30O0
N55 со спецификацией O0 – это чуть более мощная версия M0, в которой используется кованый коленчатый вал, такой же, как у T0. Дополнительные отличия от M0 включают увеличенный интеркулер и радиатор. Двигатели O0-spec используют обновленный электронный перепускной клапан и более крупный турбонагнетатель. Серия O0 выдает примерно на 20 лошадиных сил больше по сравнению с M0.
BMW использовала мотор в моделях M-Performance – M235i F22/23 и M135i F20/21. Отличием от базовой серии стала большая мощность – 322 л.с. и крутящий момент 450 Нм, а также ЭБУ двигателя Bosch MSD81.
N55B30T0
Серия T0 стала вершиной линейки N55. Благодаря различным обновлениям он производит наибольшую мощность из всех заводских N55. BMW многому научился у двигателя S55 и внедрил эти достижения в N55 серии T0, установленный на M2. Во-первых, в T0 используются шатунные подшипники и поршни от S55. В T0 также используется масляный поддон от S55, чтобы N55 не страдал от масляного голодания. Большая перегородка находится в верхней части поддона, чтобы влиять на возврат масла и ограничивать его движение при резком торможении и прохождении поворотов. Кроме того, внутри поддона находится откачивающий насос для обеспечения надлежащего смазывания двигателя при экстремальных перегрузках. Дополнительный радиатор меньшего размера и воздушно-масляный охладитель также присутствуют на двигателях спецификации T0. Наконец, в модели T0 используются свечи зажигания и жгут зажигания от S55. Свеча зажигания на одну ступень холоднее стандартной свечи N55.
Все эти усовершенствования, наряду с индивидуальной калибровкой ЭБУ Bosch MEVD17.2, позволяют мотору T0 производить мощность 365 л.с. и до 450/500 Нм крутящего момента (при включении Овербуст).
Модельный ряд BMW с N55B30T0:
2016-2018 BMW F87 М2 (365 л.с.)
2015-2018 BMW F26 X4 M40i (355 л.с.)
Другие модели с N55B30:
2011–2018 F06/F12/F13 640i
2012–2013 E82/E88 135is
2012–2015 F20/F21 M135i
2012–2015 F01/F02 740i/Li
Alpina Biturbo
Модифицированный двигатель Biturbo от Alpina на базе N55B30M0 включает картер другой конструкции и специально отлитый блок BMW. Мотор выпускался в нескольких версиях с разной мощностью:
Версия с 404 л.с.:
N55R20A – это начальная версия Alpina N55 мощностью 404 л.с. Основным отличием стала используемая система двойного турбонаддува как у N54B30, заменяющая первоначально применявшуюся систему наддува с двойной спиралью. Модели автомобилей:
2013–2017 Alpina B3 Bi-Turbo F30
2013–2017 Alpina B4 Bi-Turbo F33/F34
Версия с 425 л.с.:
с 2017 года Alpina B3 S Bi-Turbo F30/F31
с 2017 года Alpina B4 S Bi-Turbo F32/F33
Версия с 452 л.с.:
с 2018 года Alpina B4 S Bi-Turbo Edition 99 F32/F33
S55
S55 является спортивной версией мотора N55. Отличия от N55 включают блок цилиндров закрытого типа, облегченный коленчатый вал, подшипники коленчатого вала, усиленные поршни с шатунами, пружины и клапаны, турбины, топливные насосы, активный выхлоп, переработанную систему охлаждения и промежуточные охладители. S55 также имеет несколько модификаций мощностью от 359 до 453 л.с., которые устанавливаются в следующих моделях – M2 F87 (2019–н.в.), M3 F80 (2014–2018), M4 F82/F83 (2014–2020), а также в их более мощные версии CS и Competition. Топовая версия S55 с водяным охлаждением, мощностью 493 л.с. и 600 Нм применялась в M4 GTS F82 (2015–2016) и M4 DTM Champion Edition F82 (2017).
Проблемы мотора N55
В N55, по сравнению с N54, мюнхенские инженеры исправили хронические проблемы предыдущего двигателя, сделав N55 более надежным. Тем не менее, у N55 есть свои проблемы, среди которых жор масла, проблемы с зажиганием и ТНВД.
“Масложор” и утечки моторного масла
Проблема с масляным голоданием довольно частая проблема, не только с N55, она проявляется в виде утечки моторного масла и износа (твердения) маслосъемных колпачков. Из-за температурных перепадов также страдает клапанная крышка, пластиковая конструкция которой помогает уменьшить вес и сложность изготовления, но приводит к проблемам, т.к. со временем теряет свои свойства и прочность, поэтому требует замены. Прокладка масляного поддона также со временем изнашивается и требует замены. Уплотнения корпуса масляного фильтра, который расположен рядом с клапанной крышкой в передней части двигателя, также подвержены температурным перепадам и со временем требуют замены.
Топливный насос высокого давления (ТНВД)
В N55 используется система с непосредственным впрыском топлива, то есть топливо впрыскивается непосредственно в камеру сгорания. Эта система нуждается в двух топливных насосах, низкого и высокого давления. В зависимости от года выпуска N55 будет иметь один из двух насосов высокого давления:
Ранняя версия. В начале производства N55 они были оснащены таким же ТНВД, как у N54. Эти насосы расположены под впускным коллектором ближе к передней части двигателя. Этот насос раннего типа известен постоянным выходом из строя уплотнительного кольца внутри насоса. Неисправное уплотнительное кольцо приводит к падению давления топлива, и единственным решением является его замена.
Поздняя версия. Начиная с 2014 модельного года, моторы N55 оснащались насосом высокого давления, аналогичным типу, используемому в B48 и N20. Они используют подъемник с роликовым наконечником, который перемещается сзади вакуумного насоса, вместо вращающейся конструкции старого типа. Хотя насосы нового типа более надежны, чем их предшественники, они иногда выходят из строя.
Система Valvetronic
Система Valvetronic (эксцентриковый вал, сервопривод) используется для регулировки высоты подъема впускного распределительного вала (высоты поднятия впускных клапанов), соответственно система отвечает за количество подаваемой топливной смеси в камеры сгорания. Признаками износа выступают плавающие обороты на холостом ходу, падение мощности и проблемы с запуском двигателя. Проблема решается чисткой или заменой системы Вальветроник. Кроме того, систему можно зафиксировать и отключить. Рекомендуется менять масло каждые 10 тысяч км.
Система Vanos, отвечающая за регулировку фаз газораспределения, также подвержена износу. Часто встречается обрыв болтов ваносов и поломка клапанов. Подробнее о неисправностях и ремонте-замене Vanos.
Болт коленчатого вала
Болт коленчатого вала предназначен для удержания звездочки ГРМ прижатой к носу коленчатого вала. Вместо того, чтобы вставлять звездочку ГРМ в коленчатый вал, разработчики решили полагаться только на прижимную силу болта, чтобы они продолжали вращаться вместе. Со временем болт может ослабнуть, а при достижении критической отметки клапаны ударят по поршням и двигатель попросту выйдет из строя со всеми вытекающими последствиями.
Крепления двигателя
Стандартные опоры двигателя изготовлены с применением высококачественной резины, которая отлично устраняет вибрации передаваемые через шасси. Даже в модифицированных версиях они помогают поддерживать плавность и управляемость двигателя в автомобиле. Однако известно, что шпилька, зажатая в резиновой части крепления, часто вырывается из-за естественного износа, хотя сильные удары также могут сломать их. К счастью, они недороги и относительно просты в замене.
Система ременного привода
Система ременного привода, а именно шкивы и натяжитель ремня, из которых состоит система привода, являются изнашиваемыми элементами, а это означает, что их потребуется со временем менять. Однако владельцы подержанных автомобилей часто не придают внимания им, и в конечном итоге это вызывает проблемы – ослабевание натяжения, износ роликов и подшипников. Сигналом к этому могут быть посторонние звуки из-под капота во время работы мотора. Поэтому необходимо делать диагностику и при выявлении неисправности менять изношенные детали.
Помпа
В N55 используется электрический водяной насос (помпа), рассчитанный на 100+ тысяч км пробега. ЭБУ активирует насос с помощью сигнала, который затем интерпретирует модуль управления насосом. Как правило, при выходе из строя модуля управления выходит из строя насос. Решение проблемы – новая водяная помпа и термостат. Однако, сбои в системе ЭБУ также могут остановить работу насоса. Поэтому прежде чем что-либо менять, необходимо провести диагностику для точного определения неисправности.
Воздуховоды турбокомпрессора
Будучи изготовленными из пластика, воздуховоды со временем теряют свои прочностные характеристики из-за температурных перепадов и естественного износа, поэтому требуют замены. Изначально необходим осмотр, для точного определения поломки.
Какое масло лить в BMW N55?
Для бензинового двигателя N55 рекомендуем использовать синтетическое моторное масло спецификации BMW Longlife-01 или Longlife-04 с вязкостью SAE 0W-30, 0W-40, 5W-30, 5W-40.
В заключение – надежен ли двигатель BMW N55?
Да, в общих чертах N55 — надежный двигатель. В процессе эволюции от N54 BMW обратила внимание на некоторые ключевые области, в которых необходимо было внести улучшения. Даже внутри блока цилиндров BMW изменила отливки, добавила охлаждающие каналы и модифицировала систему смазки, чтобы сделать двигатель N55 лучше. С учетом вышесказанного, N55 по-прежнему страдает от классических утечек масла из корпуса масляного фильтра и клапанной крышки, с которыми сталкивается большинство рядных шестицилиндровых двигателей BMW. Система охлаждения с электрическим водяным насосом тоже может быть проблемой.
В целом, рекомендуем делать своевременное ТО – каждые 10 тысяч км (в некоторых случаях даже лучше каждые 7,5 т.км), проводить диагностику и чистку системы впуска, проверять и менять свечи с катушками зажигания, а также топливные форсунки. Следуя этим простым рекомендациям ваш N55 проедет не одну сотню тысяч километров.
Также смотрите:
Ремонт двигателя BMW (текущий ремонт ДВС)
Капитальный ремонт двигателя BMW
Уважаемые клиенты, напоминаем вам, что у нас действуют акции на сервис БМВ:
Сервисные акции на обслуживание
В акциях участвуют все автомобили BMW и MINI от 2007 г.в.
Ждем вас по адресу ул. Дмитровское шоссе 163, стр. 19 (территория автобазы Ильинская).
Время работы: с 10 до 20.00 (ПН-СБ); с 10 до 18.00 (ВС).