Взгляд на историю проясняет, почему названия традиционной британской марки и легендарного инженера по спортивным автомобилям часто упоминаются в одном контексте.
Старинное помещение в лондонском пригороде Сурбитон должно было быть раем для автолюбителей. Повсюду металлолом, автомобильные детали, шины и механик, чинящий машины и мотоциклы в гараже. И в центре этого некий Джон Купер, который сразу после окончания Второй мировой войны заложил основу для выдающейся карьеры инженера гоночных автомобилей. По сей день его имя ассоциируется не только с большими успехами в Формуле-1, но и с особенно спортивными моделями марки MINI. Именно благодаря приверженности Джона Купера более мощный вариант революционной малолитражки появился на рынке всего через два года после того, как в 1959 году был представлен классический Mini. Mini Cooper сразу же впечатлил своей энергичной мощностью и высокой маневренностью. Даже 60 лет спустя, когда речь идет о максимальном удовольствии от вождения с минимальными внешними размерами, имена британского автопроизводителя и легендарного инженера по спортивным автомобилям очень часто упоминаются в одном контексте.
В основе этой связи лежит подлинный спортивный дух. В Великобритании желание участвовать в гонках пробудилось вскоре после окончания войны. По всей стране размечены трассы и проводятся соревнования. У Джона Купера был талант и амбиции, чтобы оставить свой след на этой сцене. Ему было всего 23 года, когда он и его отец Чарльз основали в 1946 году компанию Cooper Car Company, которая вскоре разработала и построила успешные гоночные автомобили для Формулы 3 и Формулы 2. Изобретательный дух сына привел к созданию нового типа гоночного автомобиля для Формулы 1, в котором двигатель работал не перед водителем, как это было принято в то время, а позади него. Купер отпраздновал свои первые победы с ним в 1958 году. В 1959 и 1960 годах автогонщик Джек Брэбэм даже стал чемпионом мира в команде Cooper. И революционный принцип среднего двигателя прочно закрепился в гонках Гран-при. Команда Cooper оставалась активной в Формуле-1 до конца 1960-х годов. Среди самых известных пилотов, помимо Джека Брэбэма, были сэр Стирлинг Мосс, Брюс Макларен и Йохен Риндт.
Хотя его новаторские гоночные автомобили Формулы 1 уже давно стали историей, влияние Джона Купера на спортивный опыт вождения серийных автомобилей сохраняется до сегодняшнего дня. В этой области тоже все началось с революционного дизайна. Пока Джон Купер делал свой след в гонках, инженер Алек Иссигонис разработал новый небольшой автомобиль для Британской автомобильной корпорации. При внешней длине чуть более трех метров классический Mini предлагал поразительное количество места для четырех пассажиров и их багажа. Иссигонис расположил двигатель спереди поперек, а коробку передач прямо под ним. Остальное сделали далеко расположенные колеса и короткие свесы.
Классический Mini начинался с мощности двигателя 34 л.с., но он был легким и демонстрировал поразительную маневренность при прохождении поворотов благодаря переднему приводу, широкой колее и жесткому кузову на кручение. В то время как Иссигонис в первую очередь думал о недорогом и экономичном автомобиле для всех, Джон Купер сразу осознал спортивный потенциал классического Mini. Два гениальных инженера уже познакомились во время совместных гонок, позже они наладили деловые отношения и со временем подружились. Тем не менее, чтобы поднять спортивный темперамент классического Mini, потребовалось немало усилий. Поэтому с благословения руководства British Motor Corporation (BMC) Джон Купер сначала построил небольшую серию из 1000 автомобилей, модифицированный двигатель которых, увеличенный до чуть менее 1,0 литра, развивал мощность 55 л.с. чего хватило на максимальную скорость 135 км/ч. Купер также предоставил коробку передач с более близким передаточным числом, рычаг переключения передач с улучшенным управлением, дисковые тормоза на передних колесах и более широкие шины. Кроме того, крыша была контрастной по цвету, а интерьер – двухцветным. Таким образом, первый Mini Cooper появился на рынке в сентябре 1961 года.
Реакция была эйфорической и лишь одно желание оставалось невыполненным: еще больше мощи. Купер и Иссигонис, убедившиеся в спортивном таланте классического Mini, увеличили объем двигателя до 1071 кубических сантиметра. Это увеличило мощность до 70 л.с. Технологии нового шасси дали еще один важный импульс для спортивной карьеры классического Mini: Иссигонис также открыл новые горизонты в области рулевого управления и подвески колес. Гомокинетические универсальные шарниры уменьшили влияние привода на рулевое управление и подрамник, к которому были прикреплены задние колеса, улучшили курсовую устойчивость, а прорезиненная подвеска с небольшими телескопическими амортизаторами обеспечивали прекрасный отклик во время маневров.
Mini Cooper сразу же стал успешным на гоночных трассах и трассах для ралли. Он стал легендой после выступления на ралли Монте-Карло. В 1963 году финн Рауно Аалтонен одержал блестящую победу. Помимо трофеев, Mini Cooper с каждым годом приобретал все большую популярность во время своих выступлений. Его успех в соревновании с многочисленными гораздо более крупными и могущественными соперниками сделал его фаворитом публики. Яркими событиями стали общие победы, достигнутые с Mini Cooper S на ралли Монте-Карло с 1964 по 1967 год. Только тогда раллийная карьера классического Mini подошла к концу.
На дороге Mini Cooper восхищал своих поклонников с 1961 по 1971 год, и за это время модели с его названием стали синонимом страстного удовольствия от вождения. Имя Джон Купер неизменно присутствует среди поклонников классического Mini. Тюнинг-комплекты, разработанные Cooper для серийных автомобилей Mini, пользовались большим спросом в 1970-х и 1980-х годах. Известными моделями стали Mini-Minor Morris, Austin Mini, Countryman, Moke, 1275GT и Clubman. В 1990 году в модельный ряд вернулся Mini Cooper. Под коротким капотом теперь работал 1,3-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 61 л.с. Таким образом, фанаты вновь покорили крутые повороты и серпантины этого мира с маневренным и спортивным Mini Cooper. Версия мощностью 63 л.с. производилась до осени 2000 года, когда последний Mark VII был построен на заводе Лонгбридж в октябре 2000 года, который впоследствии был размещен в Британском моторном музее в Гейдоне вместе с первым произведённым автомобилем Mini. Преемник к тому времени уже готовился к взлету…
British Motor Corporation, которая в 1966 году стала частью British Motor Holdings, в 1968 году объединилась с Leyland Motors и образовала British Leyland. В 1986 году British Leyland переименовывают в компанию Rover Group, а в 1988 году Rover Group, включая Mini, была приобретена British Aerospace. В начале 1994 года BMW приобрела Rover Group вместе с Mini у компании British Aerospace. В 2000 году BMW продал подразделение Land Rover американской компании Ford, но Mini решено было оставить.
Приобретение Rover Group компанией BMW открыло для бренда MINI совершенно новые перспективы. В октябре 1999 года, еще до того, как последний Classic Mini сошел с конвейера, на Парижском автосалоне был представлен концепт нового MINI, который открывал перспективу создания новой версии уникального британского малолитражного автомобиля. Неповторимый дизайн и индивидуальность сочетали в себе классические ценности своего предшественника с веяниями современного автомобилестроения на пороге 21 века. Таким образом, в мае 2001 года мир увидел новый MINI.
Новый MINI был больше, шикарнее, красочнее и, конечно же, технически обновленным. И это также перенесло типичное ощущение классического Mini в современную эпоху. В то же время MINI, произведенный в английском Оксфорде зарекомендовал себя как первый автомобиль премиум-класса в сегменте компактных автомобилей. MINI Cooper, обладая максимальной мощностью 85 кВт / 115 л.с., оправдал свое название. Конструкция двигателя и шасси сразу же образовала гармоничный союз для максимального удовольствия от вождения. Четырехцилиндровый двигатель, снова установленный поперечно спереди, теперь имел рабочий объем 1,6 литра. Его мощность позволила MINI Cooper разогнаться с места до 100 км/ч за 9,2 секунды и достичь максимальной скорости 197 км/ч.
Стремление к еще большей мощности было удовлетворено и с современным MINI – MINI Cooper S мощностью 120 кВт / 163 л.с. дебютировал уже осенью 2001 года.
В ноябре 2006 года была выпущена новая версия современного MINI с эволюционным развитием дизайна и фундаментальным техническим обновлением. «От оригинала к оригиналу» внешний вид MINI, получивший самые высокие оценки, был усовершенствован множеством деталей, которые еще более четко подчеркнули спортивные достоинства компактного авто. MINI Cooper мощностью 88 кВт / 120 л.с. и MINI Cooper S мощностью 128 кВт / 175 л.с., которые были доступны во время их выхода на рынок, сразу же впечатлили своей улучшенной производительностью и значительным снижением расхода топлива и выбросов. Два года спустя спортивные характеристики Mini Cooper можно было впервые ощутить с высокоэффективным дизельным двигателем в MINI Cooper D с мощностью 81 кВт / 110 л.с.
При разработке современного MINI на рубеже тысячелетий Майк Купер уже привнес в проект ноу-хау, накопленное в его семье. Сын Джона Купера страстно увлекался особо спортивными версиями MINI. В последующие годы связанная с традициями связь стала еще теснее. В начале 2007 года BMW Group приобрела права на бренд John Cooper Garages. В результате такой договоренности бренд John Cooper Works стал официальной частью бренда MINI с 2008 года. С тех пор спортивные модели John Cooper Works демонстрируют максимальную мощность и производительность, которые можно испытать в MINI.
Даже в нынешнем поколении моделей MINI Cooper является воплощением удовольствия от вождения, которая теперь реализована в самых разных вариациях. Теперь с трехцилиндровым бензиновым двигателем под капотом он развивает мощность 100 кВт / 136 л.с. Кроме того, имя Cooper закреплено во всем диапазоне текущего модельного ряда. Первая полностью электрическая модель бренда называется MINI Cooper SE (потребляемая мощность в смешанном цикле: 17,6–15,2 кВтч / 100 км согласно WLTP; выбросы CO2 в смешанном цикле: 0 г / км). Оснащенный электродвигателем мощностью 135 кВт / 184 л.с., он сочетает в себе устойчивую мобильность с характерным удовольствием от вождения, выразительным дизайном и высоким качеством исполнения. На другой стороне спектра – новый MINI John Cooper Works GP (расход топлива в смешанном цикле: 7,3 л / 100 км; выбросы CO2 в смешанном цикле: 167 г / км согласно WLTP). Он оснащен четырехцилиндровым двигателем с турбонаддувом мощностью 225 кВт / 306 л.с., что делает его самым быстрым MINI, когда-либо зарегистрированным для дорог общего пользования. Будь то повседневное городское движение или неудержимое желание отправиться на гоночную трассу: каждый MINI с именем Cooper в обозначении модели несет в себе уникальный британский спортивный дух, который существует на протяжении более 60 лет.
Также смотрите увлекательную поездку на санях: через Лапландию на MINI JCW Clubman
Источник: BMW Group
Куда бы вы не собрались на своем МИНИ – обеспечьте свою поездку комфортом и безопасностью: проверьте и подготовьте автомобиль в Мир БМВ. По всем вопросам и для записи на сервис MINI звоните по телефону +7 495 967-98-97 или оставьте заявку на сайте.
Уважаемые клиенты, напоминаем вам, что у нас действует ряд акций и предложений на сервис БМВ и МИНИ:
Сервисные акции на обслуживание
Особые предложения
В акциях участвуют все автомобили BMW и MINI от 2007 г.в.
Ждем вас по адресу ул. Дмитровское шоссе 163, стр. 19 (территория автобазы Ильинская).
Время работы: с 10 до 20.00 (ПН-СБ); с 10 до 18.00 (ВС).