Сервис и обслуживание

Обзор двигателя BMW N63, неисправности и рекомендации

Бензиновый мотор BMW N63 — двигатель V8 с двойным турбонаддувом, который в 2008 году заменил атмосферного предшественника N62 и был представлен в BMW X6 xDrive50i. 4.4-литровый агрегат N63 является первым двигателем BMW V8 с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива, а также первым серийным мотором, в котором используется «горячая V-образная» компоновка с турбонагнетателями. Высокопроизводительной версией двигателя N63 от BMW M стал двигатель S63.

Восьмицилиндровый двигатель BMW N63 основан на конструкции закрытого типа, блок и головка блока цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава. Мотор использует «горячую V-образную» схему, при которой выпускные коллекторы и турбокомпрессоры утоплены между рядами цилиндров (внутри V8), а впускные коллекторы расположены снаружи двигателя. Это противоположно традиционной компоновке V8, где впуск находится внутри «V», а выпускной коллектор снаружи. Компоновка с горячим V-образным вырезом уменьшает ширину двигателя и длину выхлопной трубы от выпускных клапанов до турбонагнетателей. В каждом ряду цилиндров установлены два верхних распределительных вала, приводимых в действие цепью ГРМ, оба расположены под углом 90° друг к другу.

Мотор оснащен системой изменения фаз газораспределения VANOS и системой Valvetronic (добавлена в первом TU), коленчатый вал изготовлен из кованой стали и имеет шестерню привода масляного насоса. Мотор, в зависимости от модели, оснащается блоком управления ДВС Siemens MSD85, Bosch MEVD17.2.8, Bosch DME 8.8.0 и DME 8.8T.0. Степень сжатия – 10:1. В N63 и S63 диаметр цилиндра составляет 89 мм, ход поршня – 88,3 мм.

Техническое обновление 2012 г.

В 2012 году N63 получил первое техническое обновление – N63TU (N63B44O1). Основным обновлением стало добавление системы Valvetronic (первоначальный N63, включая S63, не использовал систему регулирования подъема клапанов Вальветроник). Другие изменения включают переработанные турбокомпрессоры, более легкие поршни, кованые шатуны и коленчатый вал, добавление лабиринтной системы улавливания/возврата масла в клапанной крышке, новые маслосъемные колпачки, переработанную топливную систему и добавление второго насоса охлаждающей жидкости.

Техническое обновление 2016 г.

Второе техническое обновление произошло в 2016 году – N63TU2 (N63B44O2). Основные изменения заключаются в использовании новых турбокомпрессоров с двойной спиралью, более широком диапазоне мощности и обновлении компонентов системы смазки (маслосъемные кольца, масляный насос, форсунки и поддон).

Техническое обновление 2018 г.

Третье техническое обновление было представлено в 2018 году двумя вариантами – N63B44M3 и N63B44T3. N63B44M3 отличается улучшенной тепловой защитой картера и головки блока цилиндров, а также новой системой зажигания. N63B44T3 получает форсунки с более высоким давлением, более крупные турбокомпрессоры с двойной спиралью, переработанный впускной коллектор и радиатор охлаждения на входе. Также доработок коснулись маслосъемные колпачки, цепь ГРМ и топливный насос.

Семейство двигателей N63 использовалось в автомобилях BMW с индексом 50i, их доработанные версии в Alpina, а более мощные S63 в старших моделях BMW М-серии. Рассмотрим подробнее двигатели BMW N63:

N63B40A
Этот вариант наименьшего объема выпускался для китайского рынка – из-за более короткой длины хода 80 мм рабочий объем снизили до 3982 куб. см.

2012–2017 F12/F13 650i (402 л.с.)
2012–2017 F01/F02 750i/750Li (444 л.с.)

N63B44O0
Первоначальная версия N63 развивает мощность 408 л.с. и 600 Нм крутящего момента.

2008–2013 E71 X6
2009–2012 F01/F02 750i/750Li
2010–2012 F07 550i GT
2010–2013 F10/F11 550i
2011–2013 E70 X5
2012–2017 F12/F13 650i
2011–2014 Wiesmann GT MF4

N63B44O1 (N63TU)
С первым техническим обновлением мощность возросла на 42 л.с. и 50 Нм – 450 л.с. и 650 Нм крутящего момента.

2013–2015 F01/F02 750i/750Li
2013–2017 F07 550i GT
2014–2016 F10/F11 550i
2014–2018 F15 X5
2014–2019 F16 X6
2013–2018 F12/F13 650i
2013–2019 F06 650i

N63B44O2 (N63TU2)
Второе техническое обновление привело к увеличению максимального крутящего момента в более широком диапазоне от 1800 до 4500 об/мин.

2016–2019 G11/G12 750i/750Li sDrive/xDrive
2017–2020 G30/G31 M550i xDrive

N63B44M3 (N63TU3)
Вариант N63TU3 мощностью 462 л.с. и 650 Нм крутящего момента.

с 2018 G05 X5 xDrive50i
с 2018 G07 X7 xDrive50i

N63B44T3 (N63TU3)
Модификация N63TU3 мощностью 530 л.с. и 750 Нм крутящего момента.

с 2018 G14/G15/G16 M850i xDrive
с 2019 G11/G12 750i/750Li sDrive/xDrive
с 2020 G30/G31 M550i xDrive
с 2020 G05 X5 M50i
с 2020 G06 X6 M50i
с 2020 G07 X7 M50i
с 2021 G14/G15/G16 Alpina B8 Gran Coupe
с 2022 Land Rover Range Rover (L460)
с 2022 Land Rover Range Rover Sport (L461)

BMW S63


S63 является спортивной версией мотора N63, которая дебютировала в BMW X6 M и использовалась в моделях BMW M5 с 2011 года. В S63 используются два турбонагнетателя с двойной спиралью, переработана система охлаждения, ГБЦ выполнен из другого сплава, изменены распределительные валы и увеличен подъем клапанов.

S63B44O0
Первая версия S63 мощностью 555 л.с. и 680 Нм.

2010–2013 E70 X5 M
2010–2013 E71 X6 M
2011–2014 Wiesman GT MF5

S63B44T0 (S63TU/S63B44T1)
По аналогии с обновлением “гражданской” версии N63 в S63 также добавили Valvetronic, увеличили давление наддува с установкой новых турбин, установлена новая версия Vanos, модифицированы поршни и коленчатый вал. При этом выросла мощность до 560 л.с.

2011–2017 F10 M5
2012–2018 F12/13 M6
2013–2018 F06 M6 Gran Coupe

S63B44T2 (S63TU2)
Мощность в новой версии мотора поднялась до 575 л.с., а крутящий момент до 750 Нм.

2015–2019 F85 X5 M
2015–2019 F86 X6 M

S63B44T3 (N63TU3/S63B44T4)
Последнее обновление дебютировало на M5 F90 2018 года. Двигатель получил новые поршни, модифицированную систему смазки, турбины и систему охлаждения наддувочного воздуха. Мощность выросла до 600 л.с., а крутящий момент остался на прежнем уровне в 750 Нм, но в большем диапазоне оборотов от 1800 до 5600.

с 2018 F90 M5
с 2018 F90 M5 Competition
с 2019 F91/92/93 M8
с 2019 F91/92/93 M8 Competition
с 2019 G07 X7 M50i
с 2019 G05 X5 M50i
с 2020 F95 X5 M
с 2020 F95 X5 M Competition
с 2020 F96 X6 M
с 2020 F96 X6 M Competition

В 2023 году на замену S63 пришел новый двигатель S68, которым оснастили рестайлинговые F95 X5 M и F96 X6 M Competition.

P63 — это специальная версия N63 от BMW Motorsport, дебютировавшая в гоночном автомобиле BMW M8 GTE (на базе BMW M8 G15). Мощность мотора до 600 л.с.

N63 в Alpina

Известный автотюнер Alpina доработал двигатель N63, который впоследствии устанавливался на различные модели Альпина. В 2013 модельном году двигатели Alpina также получили систему Valvetronic, как и все другие двигатели N63. Список моторов N63 и моделей Alpina:

M1 (507 л.с. 700 Нм):
2009–2012 – Alpina B7 Bi-Turbo (на базе BMW F01 7 серии)
2010–2011 – Alpina B5 Bi-Turbo Sedan/Touring (на базе BMW F10/F11 5 серии)

M1/1 (540 л.с. 730 Нм):
2012–2014 – Alpina B5 Bi-Turbo Sedan/Touring (на базе BMW F10/F11 5 серии)

M1/2 (540 л.с. 730 Нм):
2011–2015 – Alpina B6 Bi-Turbo Coupe/Cabrio (на базе BMW F12/F13 6 серии)

M2, M2/1 (540 л.с. 730 Нм):
2014–2015 – Alpina B6 Bi-Turbo Gran Coupe (на базе BMW F06 6 серии)
2012–2015 – Alpina B7 Bi-Turbo (на базе BMW F01 7 серии)

M2/2 (600 л.с. 800 Нм):
2015 – Alpina B5 Bi-Turbo Edition 50 Sedan/Touring (на базе BMW F10/F11 5 серии)
2015–2016 – Alpina B6 Bi-Turbo Edition 50 Coupe/Cabrio (на базе BMW F12/F13 6 серии)
2016 – Alpina B5 Bi-Turbo (на базе BMW F10/F11 5 серии)
2016 – Alpina B6 Bi-Turbo (на базе BMW F06/F12/F13 6 серии)

M5 (код двигателя Alpina — N63M30A, 608 л.с. и 800 Нм):
2016–2019 – Alpina B7 Bi-Turbo (на базе BMW G12 7 серии)
с 2017 – Alpina B5 Bi-Turbo (на базе BMW G30/G31 5 серии)

Эволюция этого двигателя с лучшей отдачей мощности на базе N63B44T3 (620 л.с. и 800 Нм):

с 2019 – Alpina B7 (на базе BMW G12 7 серии)
с 2021 – Alpina B8 (на базе BMW G16 8 серии)
с 2021 – Alpina XB7 (на базе BMW X7 M50i)
с 2023 – Alpina B5 GT (на базе BMW G30/G31 LCI 5 серии с повышенной мощностью до 634 л.с. и 850 Нм)

Проблемы мотора N63 и рекомендации

Турбированный двигатель N63 имеет несколько ярко выраженных недостатков, которые баварские инженеры пытались устранить в технических обновлениях. Среди наиболее распространенных проблем отмечаются: высокий расход масла, проблемы с топливными форсунками, цепью ГРМ, свечами и катушками зажигания, маслосъемными колпачками и влиянием на быстрый разряд аккумуляторной батареи.

Масложор

Проблема с масляным голоданием связана с конструктивными особенностями V-образного мотора – в результате высоких температурных нагрузок моторное масло теряет свои свойства, двигатель потребляет больше масла, закоксовываются поршневые канавки, что приводит к залеганию колец и чрезмерному попаданию масла в камеры сгорания. Кроме того, приходят в негодность маслосъемные колпачки и уплотнительные прокладки, что также ведет к утечкам масла, а это грозит не только заменой прокладок и колпачков, но и полной переборкой ГБЦ. Если проблему вовремя не устранить, то можно попасть на капитальный ремонт двигателя. Проблема с повышенным расходом масла отмечается на рубеже в 100 тысяч км пробега, масложор может доходить до 1 литра на 1000 км и больше. Решить проблему необходимо с помощью очистки полостей двигателя и замены на новые детали последних ревизий.

Свечи зажигания

В каждом обновлении двигателя N63 инженеры пытались исправить проблему со свечами, которые быстро выходят из строя. Симптомы – пропуски зажигания. Решение – установка усиленных свечей зажигания от моторов М-серии (S63). Также рекомендуется совместить замену свечей с катушками зажигания.

Топливные форсунки и гидроудар

Из-за длительного простоя или после неквалифицированного ремонта двигателя пьезофорсунки подают чрезмерное, неконтролируемое количество топлива из-за чего происходит избыточное давление и следующий за этим гидроудар. Решение проблемы – установка топливных форсунок последней ревизии.

ГРМ, система Vanos и Valvetronic

Частые проблемы связаны с растяжением цепи и износом звездочки привода цепи газораспределительного механизма, деталей системы Ванос и Вальветроник (особенно пластиковых элементов, которые из-за высоких тепловых нагрузок теряют свойства и прочность, после чего ломаются со всеми вытекающими последствиями). Решение проблемы – замена привода ГРМ, установка комплектов Vanos и Valvetronic последних ревизий.

Блок ГБЦ

Блок ГБЦ двигателя N63 изготовлен из алюсила (сплава алюминия и кремния), который из-за высоких тепловых режимов работы мотора подвержен коррозии. Решение проблемы – шлифовка, гильзовка блока, либо замена блока на новый.

Турбокомпрессор, воздуховоды, охлаждение

Из-за своего расположения в развале блока турбокомпрессор и воздуховоды работают в среде повышенного температурного режима. Со временем масляные трубопроводы закоксовываются и турбины выходят из строя. Также от избыточного нагрева страдают другие элементы, включая патрубки и другие элементы системы охлаждения. Со временем они теряют свои прочностные характеристики и требуют замены. Изначально необходим осмотр, для точного определения поломки.

Аккумулятор

Быстрый разряд батареи связан с конструктивными особенностями двигателя. Инженеры в погоне за экономичностью расхода топлива внедрили систему подзарядки АКБ при езде накатом, это помогает снизить нагрузку на двигатель и повысить эффективность использования топлива, но этим редко пользуются автовладельцы и в режиме “простоя зарядки” батарея быстрее садится.

Среди других проблем встречаются следующие: в начальных моделях N63 топливный насос высокого давления (ТНВД) рекомендуется поменять на модель последней ревизии, насос охлаждения наддувочного воздуха сделан из металлопластика, который со временем ссыхается и дает течь – решением будет замена на новый, дроссельная заслонка после 50 тысяч км пробега начинает подклинивать, мотор при этом может встать в аварийный режим, также распространена проблема с шатунными вкладышами на первых моделях N63, которые при несвоевременном обслуживании накапливают отложения и проворачиваются.

Какое масло лить в BMW N63?

Для бензинового двигателя N63 рекомендуем использовать синтетическое моторное масло спецификации BMW LL-01 с вязкостью SAE 5W-30, 5W-40.

Чип-тюнинг N63

С помощью чип-тюнинга можно добиться впечатляющих показателей для этого мотора. Например, чип-тюнинг двигателя N63TU на BMW X5 F15 повысит мощность со 450 до 540 л.с. и крутящий момент с 650 до 780 Нм.

В заключение – надежен ли двигатель BMW N63?

BMW N63 – популярный и мощный двигатель, но очень требователен к себе. В процессе технических обновлений инженеры BMW отчасти избавились от распространенных проблем с этим двигателем. Однако, конструкция мотора не позволила их полностью решить. Для его надежной работы рекомендуем делать ТО каждые 10 тысяч км (после чип-тюнинга и при агрессивном стиле езды лучше каждые 5-7 т.км.), следить за системой охлаждения, не игнорировать ошибки на приборной панели и признаки неисправностей (шумы, стуки, расход масла и т.д.), проводить диагностику при каждом ТО, а также заменить проблемные детали до того, как произойдет поломка (свечи, форсунки, маслосъемные колпачки, привод ГРМ).

При своевременном ТО и следуя описанным выше рекомендациям, вы максимально оградите себя от серьезных проблем и ваш N63 сможет преодолеть пробег в 300 тысяч км и выше.

Также смотрите:

Ремонт двигателя N63 на BMW 7 F02

BMW X6 E71: капитальный ремонт двигателя N63

Капитальный ремонт двигателя N63 на BMW F10 550iX

Ремонт двигателя BMW (текущий ремонт ДВС)

Капитальный ремонт двигателя BMW

Уважаемые клиенты, напоминаем вам, что у нас действуют акции на сервис БМВ:

Сервисные акции на обслуживание

В акциях участвуют все автомобили BMW и MINI от 2005 г.в.

Ждем вас по адресу ул. Дмитровское шоссе 163, стр. 19 (территория автобазы Ильинская).
Время работы: с 10 до 20.00 (ПН-СБ); с 10 до 18.00 (ВС).